Компания «Русские краски»: сила в традициях и инновациях!

Нынешний год для компании «Русские краски» юбилейный — в этом году предприятие отметило 185 лет со дня основания. Самое время поговорить о его прошлом, настоящем и будущем. Как сегодня завод работает в условиях санкций и изменения рыночной ситуации в связи с уходом с российского рынка зарубежных поставщиков сырья? Об этом рассказал генеральный директор компании Валерий Абрамов.

— Валерий Николаевич, прошлый год выдался очень стрессовым для российских отраслей и компаний. И все же компания «Русские краски» завершила его с очень хорошим финансовым результатом — плюс 20% в денежном выражении к 2021 г. Выходит, кризис росту не помеха?

— За свою историю наше предприятие пережило много кризисов, и каждый давал нам толчок к развитию. Например, в непростой 2008 год мы устремились в индустриальную тематику. Таким образом, кроме традиционных лакокрасочных материалов (ЛКМ) для автопрома, стали развивать продуктовые линейки промышленного назначения: для окраски железнодорожного подвижного состава, для разметки дорог, окраски авиатехники, оборудования, эксплуатируемого в агрессивных средах, вышек связи и опор ЛЭП. Наши материалы брендов «Prodecor» и «Стрела» по достоинству оценили Газпром, РЖД, Роснефть, Северсталь и другие крупные российские компании.

В 2009 году запустили цех водно-дисперсионных красок мощностью 15 тысяч тонн. Завод тогда не только не остановил стройку, а наоборот, ускорил ее. И сегодня ЛКМ декоративного назначения занимают большую долю в нашем продуктовом портфеле.

В 2014 году рынок переживал очередной спад, но несмотря на это мы создали несколько участков мелкосерийного производства ЛКМ, чтобы оперативно откликаться на заявки клиентов и изготавливать продукцию в небольших объемах, буквально от 100 килограммов. В пандемию мы предложили рынку материалы для судостроения. В 2022 году по сравнению с 2021 годом их продажи увеличились в 4 раза. Этот ряд правильных решений позволил «Русским краскам» достойно пережить сложные времена. Я всегда говорю, что в кризис выигрывает тот, кто может предложить клиенту новые продукты или идею. И, как видите, нам это удается.

— За последнее время многим российским компаниям пришлось экстренно приспосабливаться к новым условиям ведения бизнеса. Какой ценный опыт вам удалось вынести, откликаясь на его вызовы?

— Мы должны быть гибкими. Нужно понимать, что покупатель в любом случае закроет свои потребности в краске. Даже если ему придется сделать выбор в пользу ЛКМ худшего качества. Сейчас нам нужно суметь не растерять то, что наработано за многие годы. Мы живем во времена, когда все быстро меняется, особенно требования у потребителей. Нужно за ними успевать: чувствовать конъюнктуру дня, перспективы развития клиента и даже предвосхищать его желания. К примеру, если мы говорим про отечественный автопром, то АвтоВАЗ анонсировал производство 400 тысяч машин в этом году. Таким образом, мы уже понимаем его возможную потребность в ЛКМ и можем работать в этом направлении.

— Сегодня на рынке большое количество производителей ЛКМ. Что сейчас происходит с ценами на ЛКМ и от чего они зависят?

— На цену ЛКМ в нашей стране влияет много факторов. Главный — цена на сырье. В себестоимости продукта сырье занимает 70%. Кроме этого, сюда относятся и высокие таможенные пошлины на сырье, и риски неплатежей со стороны потребителей, и посредники в виде дистрибьюторов, которые имеют свою прибыль, и удорожание логистики, и увеличение сроков доставки сырья. Нужно менять таможенную политику, ограничить импорт ЛКМ в нашу страну. Иначе есть риск, что вернутся 1990-е годы, когда иностранцы фактически убили нашу лакокрасочную промышленность, заместив все своими товарами. У них есть для этого возможности: и финансовые, и технические. Конкуренция должна строиться не только на цене товара, но и на оказываемом сервисе. Чем продукт дороже, тем квалифицированнее и лучше должен быть сервис. Если мы наблюдаем, что у производителя цены на ЛКМ существенно ниже, чем у нас, допустим процентов на двадцать, значит, это совершенно другой материал с точки зрения сырьевого наполнения и качества. Иной раз сравнивать продукты некорректно. Одно дело долговечность 5 лет, другое — 10–15. Это всегда разная цена вопроса. Часто потребитель это не воспринимает. Отмечу, что сейчас нет понятия «удешевить продукт». В условиях недостатка сырья производители заявляют о том, что они сделали другой материал по более низкой цене и предлагают с его помощью решать прежние задачи. Любой кризис рушит стереотипы.

— До недавнего времени многие российские компании использовали ЛКМ зарубежных производителей. Можем ли мы говорить о том, что появилась возможность доказать, что наши краски не уступают импортным?

— С одной стороны, это возможно, и сегодня мы это ощущаем. К нам стали обращаться потребители с вопросом «Можете ли вы заместить тот или иной продукт?». Отвечаем: «Да!». С другой стороны, все не так просто. Для того чтобы начать работу с новым клиентом, нужно пройти ряд процедур, начиная от сертификации и омологации продуктов и заканчивая опытной окраской и опытной партией. Это путь не одного месяца. Нужно потратить и год, и два, чтобы дойти до того уровня, когда материал будет устраивать клиента по качеству, технологии и цене. Нельзя сделать образец за один день. Кроме того, нужны сырье, оборудование, инвестиции.

— К новым обстоятельствам сейчас все приспосабливаются по-своему. Что стало самым сложным для компании «Русские краски»?

— Глобальной проблемой стала сама логистика и сроки доставки сырья. Вдобавок мы стали испытывать сложности с персоналом. К примеру, из-за увеличившихся запросов клиентов, сильно выросла нагрузка на наш научно-исследовательский центр. Нам стало не хватать разработчиков ЛКМ. На рынке труда их катастрофически мало, а потребность в них сейчас очень острая. Вообще, проблемы с кадрами для лакокрасочной отрасли на повестке дня существуют лет пятнадцать. Но именно сейчас они ощущаются наиболее остро. Мы наблюдаем демографическую яму, о которой так много предупреждали нас в последние годы.

— Валерий Николаевич, какие планы у предприятия в юбилейный 185-й год?

— Рассчитываем, что нарастим объемы производства на 15–20% и примерно на столько же в денежном выражении. В основном это должно произойти за счет декоративного бизнес-направления. На этот год мы заключили контракты с новыми крупными торговыми сетями. Есть перспективы в реализации индустриальных ЛКМ. Это касается высокотехнологичных двухкомпонентных эпоксидных материалов. Из-за отсутствия отвердителей мы долгое время не могли полноценно развивать эти продукты и предлагать их клиенту. Сейчас ситуация наладилась. Большой потенциал роста имеют материалы для окраски судов и порошковые краски. Если удастся привезти заказанное оборудование, то появится новая перспективная ниша для нашего завода порошковых красок: бондированных материалов с эффектами «металлик» или «перламутр».

В 2023 году у нас большие планы по замене импортных ЛКМ на материалы торговой марки «РК-Авиа». Ввиду ухода заграничных производителей из Европы и Америки с рынка окраски авиационной техники у нас появилась уникальная возможность значительно увеличить объемы реализации наших материалов. И важная тема, к которой сейчас приковано максимум внимания, — это автомобильные ЛКМ. Автопром — это наша традиция. Мы должны продемонстрировать свои компетенции лучшим образом.

— Планируете ли инвестировать в новые проекты?

— Да, уже в этом году хотим вложиться в несколько крупных проектов. В частности, будем самостоятельно выпускать смолы, которые раньше закупали за рубежом, а также расширим мощности одного из эмалевых цехов и цеха водно-дисперсионного производства. Планы огромные! Будем стараться их осуществить. И в этом плане многое зависит от нашего взаимодействия и слаженной работы.

Из жизни
компании