Докажи, что российский

Сегодня самой обсуждаемой темой в лакокрасочной отрасли является Постановление Правительства № 719. Оно было принято в 2015 году и после этого еще несколько раз редактировалось. По сути, документ определяет критерии присвоения продукции статуса отечественной, и при соответствии Минпромторг выдает заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории России. В мае была опубликована очередная версия Постановления, которая наделала много шума среди лакокрасочного сообщества. Все дело в том, что получить статус «российский продукт» теперь может любой предприниматель, не организуя сложный процесс производства ЛКМ.

Такой расклад вызвал справедливое недовольство со стороны крупных российских лакокрасочных компаний. Свое возмущение они выразили в письме министру промышленности и торговли РФ Денису Мантурову. В нем говорится, что «Правление от лица членов «Ассоциации производителей, поставщиков и потребителей ЛКМ и сырья для их производства» не может поддержать новые критерии и заявляет, что подходы, реализованные в Постановлении Правительства (далее по тексту — ПП РФ) № 267 профильным Департаментом Минпромторга, уменьшают значимость № 719 ПП РФ для лакокрасочной отрасли, особенно в части мотиваций развития производства высокотехнологичных, конкурентоспособных лакокрасочных материалов в Российской Федерации, а также лишают смысл № 616 ПП РФ и № 617 ПП РФ от 30.04.2020 г. «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд...».

— Новые подходы к тому, что считать «российским продуктом» не стимулируют развивать производство ЛКМ. Напротив, они только усложняют процесс подтверждения, а заодно и реализацию продукции. При этом затраты предприятий увеличиваются. Мы категорически не согласны с тем, что получить статус «российский продукт» теперь может любой предприниматель, который организует примитивное смешение сырьевых компонентов. Ведь за лакокрасочным продуктом стоит сложный технологический процесс и научные разработки, — возмутился директор Ассоциации «Центрлак» Геннадий Аверьянов.

Последние несколько лет на российском рынке ЛКМ прослеживается удивительная тенденция. Он фактически открыт для иностранных предприятий. Они легко открывают у нас свои производства, получая при этом поддержку от наших властей. Это очень затрудняет конкуренцию. Сложно соперничать с крупными корпорациями, когда у них мощности, финансы, сырье, кадры, а у нас тяжелое наследство в виде почти вымершей отраслевой науки.

До сих пор для производителей и потребителей остается спорным вопрос: «Что считать российским продуктом?». И даже Постановление № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации» не всегда дает на него четкий ответ.

— Правительство считает, что все предприятия, которые имеют производство в нашей стране, являются российскими и мотивирует иностранцев увеличивать процент локализации согласно Постановлению № 719, — сказал генеральный директор компании «Русские краски» Валерий Абрамов. — Мы с этим не согласны. Считаем, что важной частью локализованной программы является сам собственник рецептур. Разбавление концентратов или колеровка ЛКМ на импортируемых базовых системах — это не процесс производства лакокрасочного продукта. Их рецептура разработана за рубежом, и 95% стоимости сформирована на зарубежных мощностях зарубежных предприятий и их специалистами. И все это вместо того, чтобы переносить технологии и развивать полноценное производство в России. Таким материалам нельзя присвоить статус «российский продукт». Но что мы видим? Сегодня российскими считаются все ЛКМ без исключения, если они выпущены в промышленном секторе РФ.

Какие критерии позволяют считать продукцию российской? Сегодня их несколько. И очень важно эти критерии оценивать комплексно. На деле выходит так, что сертификаты «российского продукта» иностранные компании получают очень быстро. Гораздо быстрее, чем наши, что вызывает изумление у отечественных лакокрасочников. Для них этот процесс сложный и долгий, и почему в эти процедуры не вовлекаются отраслевые эксперты, непонятно по сей день.

— Производство ЛКМ является наукоемким процессом. Оно требует специальных научных и практических знаний, инвестиций в разработку рецептур и сырьевых продуктов, лабораторный контроль сырья и качества, сервис по нанесению и эксплуатации. Почему эти важнейшие процессы в новых критериях не учитываются балльной классификацией — загадка, — сказал Геннадий Аверьянов.

«Заявляем, что процесс реального производства ЛКМ не может обходится без диспергирования материалов (оценен в новых критериях в 100 баллов), смешения (оценен в 400 балов), постановки на тип, фильтрования, розлива, упаковки, лабораторного контроля (получили суммарную оценку в 65 балов), НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы — прим.ред.). Общий „проходной“ балл для получения сертификата „российский продукт“ в ЛКМ составил с апреля 2020 года всего 165 баллов», — говорится в письме министру Денису Мантурову.

Политика Минпромторга не учитывает системную глобализацию мировой лакокрасочной отрасли, которая продолжается с конца 90-х до сей поры. Зато она очень волнует российских производителей лакокрасочной продукции. Крупные производители ЛКМ с мировыми именами открыли свои заводы в России. Отечественная лакокрасочная отрасль сильно изменилась: конкуренция с иностранцами постоянно усиливается, у потребителя появился огромный выбор. При этом транснациональные компании не горят желанием сливаться с российскими: их потенциал, объем продаж, инвестиции в проекты существенно выше. Еще одна важная причина — политическая. И по всей видимости, она будет важной еще долго.

Представители лакокрасочной отрасли отмечают, что в случае локализации производства ЛКМ в России все разработки ЛКМ иностранных компаний останутся за рубежом. И в случае санкций, может поступить запрет поставок ЛКМ на российские предприятия. И такие примеры уже известны.

— Российские лакокрасочники расценивают новые критерии «как подножку» национальным отечественным компаниям. Считаем, что такая политика Министерства ставит наши предприятия и всю лакокрасочную отрасль в неравные условия с иностранными производителями. Мы настаиваем на изменении подходов к тому, что считать российским продуктом либо на их отмене, — сказал Валерий Абрамов.

В завершении письма члены правления и директора предприятий Ассоциации «Центрлак» выразили готовность провести рабочее совещание с представителями Министерства на тему промышленного развития национальной лакокрасочной отрасли.

Из жизни
компании