Индустриальная и судовая палитра "Русских красок"

Морской или речной порт — это всегда разнообразный набор видов деятельности и объектов: краны для погрузки-выгрузки, склады и контейнеры для хранения, бетонные причальные стенки, трубопроводы, емкости для хранения и многое другое — и это не считая вспомогательного и буксирного флота. Все эти объекты, эксплуатирующиеся в прибрежных атмосферных условиях, естественно, нуждаются в надежной антикоррозионной защите для обеспечения максимально длительного срока эксплуатации. Схожая ситуация и на любом судостроительном или судоремонтном заводе.

На российском рынке есть предприятия, которые могут предложить комплексное решение по защитным покрытиям для любого порта или верфи. Одно из наиболее известных — это «Русские краски», отметившие в 2018 году свой 180-летний юбилей. Мы попросили генерального директора компании Валерия Абрамова ответить на ряд вопросов.

— Для каких конструкций, в основном, поставляете ваши индустриальные краски и покрытия? Можно привести несколько конкретных примеров заводов-клиентов.

— Ассортимент индустриальных лакокрасочных материалов, выпускаемых «Русскими красками», насчитывает более сотни различных продуктов, в том числе для антикоррозионной защиты строительных металлоконструкций, мостов, бетонных и железобетонных конструкций, нефтегазового оборудования, окраски железнодорожной и сельскохозяйственной техники, кранового оборудования, емкостей, контейнеров. Наш товарный портфель сформирован таким образом, что в нем представлены как универсальные решения, так и узкоспециализированные. Например, грунт-эмали «Prodecor 3в1» имеют очень широкий спектр применения от окраски каркасов легко возводимых зданий до окраски труб газораспределительных систем. А вот грунт-эмаль «Prodecor 2202 VHS» была специально разработана для окраски внутренних поверхностей нефтерезервуаров. Подобных примеров можно привести достаточно много.

Среди наших крупнейших клиентов — такие компании, как «Газпром», «Астрон Билдингс», «Нефтегазоборудование», «Проект Девелопмент», холдинг «БелАЗ», ОАО «РЖД» и др.

— В разных сегментах промышленности разные задачи, разные условия и, видимо, разные требования к покрытиям. Насколько сильно отличается продукция, которая идет в разные отрасли, разные регионы? Какие свойства меняются, а что остается всегда неизменным?

— Безусловно, каждая отрасль предъявляет свои требования к лакокрасочным покрытиям.

Нередко требования диктуют заказчики и потребители в каждом отдельном сегменте, а их немало. Одно дело защитить металл контейнера, в котором будут храниться агрессивные вещества, другое дело — антикоррозионная защита объектов, эксплуатируемых в условиях промышленной атмосферы или в прибрежной морской зоне. Задачи разные, поэтому и системы покрытия будут различные.

Климатические и атмосферные условия, в которых будет эксплуатироваться объект, факторы внешней среды (УФ-излучение, агрессивные вещества, высокие температуры), подготовка поверхности, условия нанесения и сушки — все это влияет на выбор лакокрасочных материалов.

Тем не менее, общим при выборе материалов остается правило: чем более длительной и надежной защиты требует объект — тем сложнее покрытие. Когда требуется антикоррозионная защита сроком до десяти лет, обычно применяются однокомпонентные материалы, свыше — двухкомпонентные. Вместе с тем, в последние годы для создания решений для одной отрасли «Русские краски» все чаще используют научно-технический задел и опыт эксплуатации покрытий для других отраслей.

— Приходится ли иногда делать краски под конкретного клиента с особыми запросами? Поделитесь такими историями.

— Да. Быстро развивающийся рынок диктует заводам-производителям быть более мобильными, гибкими и подстраиваться под конкретного заказчика. Как правило, способность отвечать на такие вызовы и отличает лидеров рынка.

Мы, благодаря собственному научно-исследовательскому центру, не раз решали задачи подобного рода. Например, в свое время под требования «Газпрома» практически с нуля были разработаны сложные системы длительной защиты. Для использования в ОХК «Уралхим» мы также разрабатывали химстойкие покрытия. Примеров немало. Кроме того, с рядом наших покупателей работу по совершенствованию и развитию лакокрасочных материалов мы ведем непрерывно: клиент модернизирует производственный процесс, следовательно меняются требования к краске. Можно сказать, что в таких случаях мы развиваемся вместе.

— Где и как развернуто производство?

— Все наши производственные мощности развернуты в Ярославле. Благодаря успешной реализации инвестиционной политики компании, направленной на техническое перевооружение, «Русские краски» организуют свой производственный процесс на современном оборудовании и с применением интегрированной системы менеджмента, соответствующей требованиям ISO 9001: 2015, ISO 14001:2015, OHSAS 18001:2007.

— Какие материалы используются в производстве? Есть в России проблема с нехваткой компонентов?

— К сожалению, не все сырьевые компоненты для производства лакокрасочных материалов необходимого качества выпускают в Российской Федерации. В этом плане мы вынуждены применять импортные составляющие. Вместе с тем, их доля находится в рамках, установленных Постановлением Правительства РФ № 719. Важным фактором в обеспечении установленных требований является собственное производство связующих на заводе «Русские краски».

— Применяются ли какие-то инновации в вашей продукции?

— Да, разработка инновационных продуктов имеет для нас высокий приоритет. В 2018 году заводу исполнилось 180 лет. Все это время наука была движущей силой компании. Накопленный опыт, традиции научных разработок, понимание отрасли и потребностей клиентов — все это устанавливает высокую планку качества с самого начала создания новых продуктов. Все наши материалы — быстро высыхают, тиксотропны, толстослойны, могут наноситься в условиях низких температур. Например, технологичные грунт-эмали Prodecor — уникальный продукт на рынке, сочетающий в себе высокую антикоррозионную защиту и отличные декоративные свойства. Эти материалы удобны в применении как в цеховых условиях, так и в условиях монтажной площадки. Цинконаполненные материалы, быстросохнущие грунты под сварку, химстойкие и термостойкие грунт-эмали, грунтовки под нанесение порошковых покрытий — вот неполный список материалов с уникальными потребительскими свойствами.

— Кто ведет разработку? Расскажите о кадрах.

— Научно-исследовательский центр АО «Русские краски» является основным научным звеном по разработке инновационных материалов для различных отраслей промышленности. Наши кадровые потребности во многом обеспечивает Ярославский государственный технический университет, в котором открыта кафедра «Химическая технология органических покрытий».

— В последние годы остро стоит вопрос экологичности производства и конечного продукта. Как вы отвечаете на эти требования времени?

— Мы являемся одним из крупнейших производителей лакокрасочных материалов в Российской Федерации и соблюдаем все установленные законодательством требования, нормы и правила. Благодаря отлаженной системе экологического менеджмента, соответствующей требованиям ISO 14001:2015, мы строго отслеживаем и минимизируем влияние нашей производственной деятельности на окружающую среду.

— А в какую сторону вообще движется мировое производство индустриальных красок? Какие тенденции наметились сегодня и станут важным фактором завтра?

— Индустриальные краски, несомненно, движутся в сторону высокотехнологичных продуктов, которые оказываются более долговечными и следовательно более экономически выгодными. Время высыхания, срок службы, удобство нанесения — те характеристики, которые стремятся улучшить все производители. Отдельно можно отметить тренд на покрытия для металлопроката. И, конечно, нельзя забывать об импортозамещении — в последнее время клиенты все чаще обращаются к отечественным производителям, относятся к ним с большим доверием. Хочется верить, что в среднесрочной перспективе доля российских материалов даже на рынке двухкомпонентных покрытий превысит долю иностранных.

— В целом, как вы считаете, отечественные краски могут конкурировать с иностранной продукцией?

— Российские производители составляют серьезную конкуренцию иностранным. Да, не во всех сегментах позиции отечественных материалов одинаковы: в строительной сфере они сильны, в судостроении, нефтегазе, мостостроении — пока что слабее. При этом стоит отметить, что ежегодно на рынок выводятся очень достойные отечественные продукты, которые аналогичны иностранным по свойствам, при этом более привлекательны по цене.

— Каковы итоги реализации программы судовых покрытий в 2018 году?

— «Русские краски» реализуют проект по разработке и запуску производства судовых ЛКМ в кооперации с Санкт-Петербургским технологическим институтом при поддержке Минообразования РФ (ныне Миннауки) с 2017 года. 2018 год дал возможность перейти от разработки к предварительным и специальным испытаниям семейства из девяти лакокрасочных покрытий и судовой шпатлевки. Ряд испытаний обеспечил сертификацию покрытий в Морском регистре. Весь набор ЛКМ для наружной окраски гражданских морских судов сегодня имеет необходимые одобрения: противообрастающее покрытие и подводный борт, надводный борт, надстройка и палуба, грузовые трюмы навалочных судов и крышки таких трюмов. В ближайшее время к ним должны прибавиться разрешительные документы для балластных танков (ремонтных и новых), а также трюмов танкеров для транспортировки нефти. Прошла процедуру одобрения РМРС и разработанная совместно с СПбГТИ (ТУ) межоперационной грунтовка.

В 2019-м планируется завершить работы по покрытиям для внутренних судовых помещений, а также льдоустойчивых покрытий для судов ледового класса и ледоколов. В 2018 году в ЦНИИ КМ «Прометей» начаты испытания ЛКМ по требованиям военных кораблестроителей. Недавно Российский Речной Регистр запустил процедуру одобрения техдокументации на ЛКМ «Русских красок», чтобы затем провести испытания на соответствие правилам РРР и техническим регламентам по безопасности объектов речного транспорта. В наступающем 2019 году главной задачей по этой программе, помимо завершения процедур сертификации, мы видим запуск серийного производства всех одобренных покрытий. Мы уже приступили к пробным опытным окраскам на судостроительных предприятиях.

Корабел.ру