Компании «Русские краски» — 180 лет!

Здесь появился первый русский театр, начала путь к небу Валентина Терешкова, жили Николай Некрасов и Леонид Собинов. О каком городе идет речь? Конечно, о Ярославле. Ярославль знаменит не только известными людьми и архитектурными памятниками, но и лакокрасочными материалами. Недаром его называют столицей красок.

Взгляд в прошлое

Нельзя рассказывать о компании «Русские краски», не вспомнив ее богатую историю. В этом году старейшее предприятие страны и признанный лидер на российском рынке лакокрасочных покрытий отмечает свой 180-летний юбилей. А начиналось все в 1838 г., когда ярославский купец А.Ф. Вахрамеев наладил производство свинцовых белил, основав завод по выпуску красок «Наследники Вахрамеева». Революционные волнения, сотрясавшие Россию в начале XX в., изменили жизнь на предприятии Вахрамеева. Уехали зарубежные специалисты, хранившие секреты синтеза лаков, но коллектив не сдавался и продолжал работать, сумев наладить производство лаков без их помощи. В 1922 г. завод снова заработал уже под новым названием — «Победа рабочих». Главным направлением деятельности стало производство лакокрасочных материалов (ЛКМ) для окраски автотранспортной техники. В 1931 г. был начат выпуск первых автомобильных ЛКМ для конвейера Горьковского автозавода, в 1968 г. освоены ЛКМ для ВАЗа. Заводу поручали самые сложные и ответственные задачи, ведь все правительственные машины Советского Союза с 1930-х гг. и вплоть до 1975-го красили эмалью, разработанной и выпущенной именно здесь. В военные годы производство было перестроено на выпуск военной продукции.

В начале 1989 г. завод стал частным, и с этого момента он получил новую жизнь. В 1999 г. появился народный бренд «Ярославские краски», хорошо известный потребителям на строительном рынке. Через 2 года создали новый бренд авторемонтных материалов «VIKA», очень быстро завоевавший большую долю рынка. В 2002 г. стартовал суперуспешный проект — строительство завода порошковых красок. Сегодня он занимает 2-е место по объемам продаж в России. В 2006 г. на производственных мощностях «Русских красок» специально для освоения автомобильного рынка было создано совместное предприятие «Дюпон — Русские краски». Ярославские лакокрасочники гордятся тем, что их продукцией красят Renault, Volkswagen, ГАЗы, КАМАЗы и другие марки. Кризисный 2009 г. дал толчок к развитию индустриальных материалов: в портфеле предприятия появились антикоррозионные материалы под ТМ «Prodecor», продукты для окраски железнодорожного подвижного состава (ТМ «Стрела») и для разметки дорог (ТМ «Линия»). Завод получил крупных клиентов и стал красить серьезные объекты: самолеты, сельхозмашины, железнодорожные вагоны и даже боевую технику. Есть у «Русских красок» и еще одно перспективное производство — цех водных красок. Запущенный в 2009 г., буквально за 5 лет он вышел на мощность порядка 8 тыс. т в год. А в 2017 г. в компании открыто новое бизнес-направление — «Авиация и судостроение».

День сегодняшний

Чем сегодня живет предприятие? В первую очередь «Русские краски» — это не одна производственная площадка, а несколько. В интересах потребителей на предприятии открыты 6 научных лабораторий, в них работают более 100 человек. Они разрабатывают продукты будущего и проводят полный цикл их испытаний. В отличие от ярославского завода практически все российские производители связующее для своих материалов покупают за границей. На «Русских красках» его производят сами, и это выгодно отличает предприятие от конкурентов. Среди преимуществ можно отметить большие производственные мощности, широкий ассортимент продукции и гибкость выполнения заказов. И, конечно, качество — оно превыше всего. Но ярославский завод пошел дальше и открыл собственный учебный центр, в котором потребителей учат навыкам применения ЛКМ.

С 2015 г. компания делает ставку на гибкое мелкопартионное производство органоразбавляемых эмалей и грунтовок проектной мощностью 2000 т в год, которую планируют достигнуть уже летом 2018 г. Это позволяет выпускать партии нужного объема и оперативно реагировать на запросы клиентов. И дилерам так работать выгодно — их заказы выполняют еще быстрее. В прошлом году на предприятии запустили участок для изготовления укрупненных образцов ЛКМ от 2 до 50 кг. Теперь материалы для опытно-промышленных партий изготавливаются в 5 раз быстрее. Сегодня компания не только укрепляет свои позиции на рынке, но и осваивает новые ниши. Например, материалы для авиации. В России всего два предприятия выпускают продукты для окраски самолетов, и «Русские краски» — одно из них. Специалистам удалось разработать уникальную полиуретановую эмаль, в состав которой входит полиэфирный лак. На очереди окраска серийных машин на Воронежском самолетостроительном объединении. Совместно с Санкт-Петербургским технологическим университетом идет работа над линейкой антикоррозионных ЛКМ. Еще один успешный проект — создание премиальной фасадной краски BRITE Teflon™, придающей покрытию долговечность и возможность самоочищаться под воздействием атмосферных осадков. С помощью этого уникального материала в Ярославле отреставрировали памятники культурного наследия в зоне ЮНЕСКО.

Ближайшие горизонты

Уже сегодня у «Русских красок» есть повод для гордости: по итогам 2017 г. объем продаж по сравнению с 2016 г. вырос: 6,3 против 6 млрд руб., — в основном за счет роста объемов индустриальных ЛКМ. Компании доверяют такие национальные гиганты, как РЖД, Сургутнефтегаз, Газпром, ГАЗ, Северсталь, Роснефть. Потребители могут ознакомиться с новыми ЛКМ для мебельной промышленности — их поставки уже начались. Интересны бизнесу компании и DIY-сети, быстро набирающие обороты. И по-прежнему важны зарубежные рынки: руководство уверено, что выпускаемые заводом продукты не уступают по качеству импортным, поэтому компания стремится осваивать ниши, где доминируют иностранные поставщики. Есть проекты сотрудничества с Ираном, изучается возможность выхода на рынки Западной и Восточной Европы. И самое интересное. Сейчас активно обсуждается вопрос о строительстве новой производственной площадки по выпуску порошковых красок мощностью 10 тыс. т — заказов от клиентов больше, чем успевает произвести существующий завод. А это ли не показатель успеха?

Подытоживая вышесказанное, нетрудно заметить, что компания «Русские краски» не стоит на месте. Она постоянно меняется, гибко реагируя на все требования, которые диктует жизнь. И какие бы новые технологии окраски и требования к ЛКМ ни появлялись, здесь уверены, что всегда смогут предложить потребителю тот продукт, который ему необходим. В компании твердо знают: «Русские краски» ждет яркое будущее!«.

Журнал «Лакокрасочные материалы и их применение», № 4/2018