Валерий Абрамов: "Главный тренд рынка последних лет — рост потребления ЛКМ в индустриальном сегменте"

2017 год был сложным для игроков российского лакокрасочного рынка, хотя и воздействие негативных факторов было не настолько существенным, как в предыдущие годы. Однако даже в таких условиях можно не только удерживать позиции на рынке, но и улучшать финансовые показатели. Компания «Русские краски» — наглядный тому пример. Генеральный директор компании Валерий Абрамов отмечает, что основным драйвером роста их показателей стал индустриальный сегмент. Тем не менее на рынке декоративных ЛКМ компании также удалось улучшить свои позиции.

— Валерий Николаевич, каким был для лакокрасочной отрасли России 2017 год?

— Год в целом для отрасли был сложным, хотя отмечались — как и всплески спроса и продаж, так и некоторое затишье. Если в I полугодии еще была надежда на то, что все будет хорошо, то во II-м сказалось снижение покупательной способности населения, и объем продаж несколько снизился. Главный тренд рынка последних лет — рост потребления ЛКМ в индустриальном сегменте. Это подтверждается и нашей статистикой: произошло увеличение объемов реализации антикоррозионных продуктов, материалов для разметки дорог. Во II полугодии оживился автопром: рост продаж автомобилей дал толчок к увеличению объемов выпуска конвейерных ЛКМ. Более или менее стабилен рынок авторемонтных ЛКМ, здесь заметен рост потребления эмалей с металлизированным эффектом. К сожалению, не первый год проседает строительный рынок, что сказывается на реализации декоративных и ремонтно-строительных продуктов. В этом году традиционный рост потребления водных красок остановился, и заметно повысился интерес к органорастворимым материалам. Безусловно, все эти тренды сказываются на наших результатах.

— Каким был 2017 год для компании «Русские краски»?

— В целом год для компании прошел неплохо, а если сравнивать с предыдущим, то его итоги даже улучшились. Очень позитивным было начало года, и хоть во II половине темпы роста несколько снизились, это в целом не оказало негативного влияния на наши результаты. В течение 2017 года производственными подразделениями было выпущено 35 325 тонн товарной продукции, или на 7% выше показателя 2016-го. Учитывая экономические сложности, этот показатель считаю вполне достойным. Ежегодно мы ставим задачу увеличить темпы роста продаж. Общий объем реализации ЛКМ по итогам года в денежном выражении составил 6,3 млрд рублей, что превышает показатель 2016-го на 5%. Драйверами роста стали материалы индустриального направления (+9%), декоративного (+12%), авторемонтного (+11%) и конвейерных материалов (+10%).

— Вопреки продолжающейся стагнации на российском лакокрасочном рынке были и положительные моменты. Что считаете главным достижением года?

— Наконец-то индустриальный рынок стал выходить вперед в плане роста. Это касается в первую очередь автопрома и коммерческого транспорта. По итогам 2017 года производство сельхозтехники выросло на 24%, судостроения — на 34%, грузовых вагонов — на 66%, пассажирских вагонов — на 82%, тепловозов — на 31%. Это, безусловно, повлекло за собой увеличение объемов потребления и, соответственно, продаж наших ЛКМ. Главным достижением считаю то, что лакокрасочная отрасль сумела удержаться от глобального падения благодаря тому, что макроэкономика находилась на стагнирующем уровне. По большому счету, кризиса в лакокрасочной отрасли мы до конца не почувствовали, как это было в 2008-м и 2014 годах, когда все было намного хуже, чем сейчас.

— Компания «Русские краски» поставляет ЛКМ в различные отрасли. В каких из них за последние несколько лет удалось укрепить свои позиции?

— Мы сегодня занимаемся не только укреплением своих позиций на рынке, но и освоением новых ниш. Там ищем прирост своих объемов. Наше декоративное бизнес-направление начало сотрудничество с DIY-сетями. В этом году получили контракт с сетью «Леруа Мерлен» и поставили свою продукцию для продажи в одну из самых больших частных сетей в России. Еще один успешный проект — это увеличение в два раза продаж лакокрасочных материалов торговой марки BRITE Teflon. Это специальная фасадная краска, которая придает покрытию долговечность и возможность самоочищаться под воздействием атмосферных осадков. По решению Правительства Ярославской области в 2017 году в Ярославле отреставрировано около 20 домов данным материалом, в том числе памятники культурного наследия федерального и регионального значения, относящиеся к зоне ЮНЕСКО.

— С какими сложностями приходится сталкиваться отечественным производителям на российском рынке промышленных ЛКМ?

— За последнее время в России появилось множество иностранных лакокрасочных предприятий, которые еще больше усиливают конкуренцию в России. На рынок пришли глобальные игроки с большими амбициями и возможностями. Я не исключаю, что речь даже может зайти о новых трендах по переделу рынка. Но все же большинство предприятий, особенно в индустриальном сегменте, имеют положительный настрой и увеличивают продажи. Никто не жалуется на кризис, и на то, что дела идут плохо.

Самое сложное — это выигрывать конкурентную борьбу. Сегодня, прежде чем выйти на рынок, любой продукт нужно сертифицировать. А это занимает массу времени и денег, и сертификация не дает гарантии, что материал будет продаваться, нужно еще побороться «за место под солнцем». Порой даже низкая цена при прочих равных условиях не является решающим фактором для потребителей.

— Оказали ли положительный эффект на вашу деятельность правительственные программы поддержки отечественных производителей? Какие еще мероприятия должны быть предприняты государством для развития российской лакокрасочной отрасли?

— Компания «Русские краски» старается принимать участие в государственных программах. Например, недавно мы выиграли конкурс на получение субсидии на 200 млн рублей на реализацию проекта создания высокотехнологичных продуктов. Сегодня государственные программы все больше направлены на поддержку промышленности. Лакокрасочная отрасль нечасто попадает в поле зрения государства, хотя лакокрасочные материалы можно отнести к высокотехнологичным, и есть отрасли, где без лакокрасочного покрытия на продукции обойтись невозможно. Со своей стороны, Ассоциация «Центрлак», членом которой является компания «Русские краски», инициирует изменения почти во все государственные документы, касающиеся лакокрасочной отрасли. Последние наши предложения касаются Постановления Правительства РФ № 1312. В нем мы просим включить лакокрасочные материалы как высокотехнологичные продукты для приоритетных отраслей гражданской промышленности. Кроме того, совместно с предприятиями-членами Ассоциации «Центрлак» принимаем активное участие в разработке «дорожной карты» развития российской лакокрасочной отрасли, в которой поднимаем такие вопросы как перспективы развития отрасли, проблемы с сырьем для производства современных лаков и красок, причины, препятствующие развитию отечественных предприятий и другие. Государству нужно развернуться в сторону отечественных производителей и услышать их проблемы.

— Многие российские производители при выпуске промышленных ЛКМ используют преимущественно импортное сырье. Каков потенциал импортозамещения на российском рынке сырья для индустриальных ЛКМ?

— Российские производители ЛКМ сегодня не могут работать исключительно на отечественных сырьевых компонентах, поскольку в стране большое количество видов сырья не производится. Очень острая необходимость в эпоксидных и полиэфирных смолах, двуокиси титана, качественных растворителях. Изменить тенденцию сложно, но можно, тем более, что примеры успешного замещения импортных компонентов на сырье российского производства у нас имеются. В стране есть производители, которым по силам освоить выпуск некоторых видов продуктов и выйти с ними не только на российский рынок, но и зарубежный. Такие проекты вполне могут быть окупаемыми, поскольку базовое сырье, нефть и газ у нас дешевле, чем у иностранцев. Здесь уже дело — за инвесторами и их готовностью вкладывать в это деньги. Ведь эти проекты небыстрые и имеют длительные сроки окупаемости. Не многие решаются. В России импортозамещение произойдет нескоро, и в полной мере его не будет. Однако, думаю, что при большом желании лет через пять вполне реально уменьшить долю иностранного сырья в отечественных материалах.

— Ваши планы и задачи на 2018 год?

— Маловероятно, что на рынке произойдет оживление в плане спроса. Но все же ожидается небольшой рост, и мы тоже будем на него настраиваться. Во всяком случае, наработки прошлого года должны сработать в нашу пользу в этом году. Ожидаем рост продаж индустриальных и декоративных продуктов, свои рекорды должны продемонстрировать авторемонтное и порошковое бизнес-направления. Надеемся, что российский рынок автомобилей продолжит рост, и в связи с этим увеличится реализация конвейерных ЛКМ.

— Какие направления деятельности считаете перспективными? На какие сделаете акцент в 2018-м?

— В нынешнем году компания «Русские краски» продолжит осваивать новые ниши. В индустриальном сегменте в планах — продвигать на рынок выпущенные в прошлом году продукты для судостроительной отрасли и мебельной промышленности и ожидаем всплеск интереса к нашим продуктам для авиации. Очень интересен нам DIY-сегмент с точки зрения продуктов лакокрасочных материалов строительно-декоративного назначения. И по-прежнему важным является расширение присутствия на зарубежных рынках.

Журнал «Хим-Курьер», январь-февраль 2018, № 1-2