История

АО «Русские краски» ведёт свою историю от 1838 года, когда купцом Андреем Фёдоровичем Вахромеевым на правом берегу реки Которосль в районе Толчковой слободы недалеко от церкви Иоанна Предтечи был открыт небольшой цех, где начали выпускать свинцовые белила.

А.Ф. Вахрамеев (1783−1854) принадлежал к известному ярославскому купеческому роду Вахрамеевых. В городе жили представители двух ветвей этого рода. Основателем одной был Андрей Фёдорович, основателем второй — его брат Иван Фёдорович (ум. 1838). Ко второй ветви принадлежал самый известный представитель рода — городской голова Иван Александрович Вахромеев (1843−1908), внук Ивана Фёдоровича (в начале ХХ века он заменил вторую букву «а» в своей фамилии на «о»).

Дело, основанное Андреем Фёдоровичем, продолжили его сын Николай Андреевич (1803−1884) и внук Николай Николаевич (1853−1917). К концу XIX века это уже было одно из самых крупных производств в отрасли. В 1906 году был запущен краскотёрочный цех, а в 1910 году начат выпуск цветных красок. В 1907 году было создано акционерное общество «Наследники Н. А. Вахрамеева». К сотрудничеству были привлечены иностранные инженеры из Германии.

После Октябрьскoй революции, в соответствии с декретом ВСНХ от 20 февраля 1919 года, завод был национализирован и передан в ведение Ярославского губсовнархоза, а с окончанием Гражданской войны, когда все внимание было обращено на восстановление экономики страны, предприятие переподчинили вновь организованному тресту «Лакокраска». Началось его восстановление. В 1925 году работали все его основные цеха: цинковых белил, лаков, маслобойный. Выработка свинцовых белил прекратилась. Завод достиг дореволюционной выработки продукции и быстро набирал новые темпы, развивая старые производства и организовывая новые. В 1928 году было освоено производство нитроэмалей, а в 1929 году качал работать цех казеиновых красок. Продукция завода использовалась в автомобильной, кожевенной, обувной промышленности, на мебельных фабриках.

В 1929 году коллектив завода включился в соцсоревнование и занял 1 место по Ярославскому округу (Ярославская губерния в тот период была включена в состав Ивановской промышленной области). Первая пятилетка была выполнена предприятием в три года, план втоpoй пятилетки — в три года десять месяцев. Многие цеха были заново реконструированы и в несколько раз увеличили выпуск продукции.
Заводу поручались весьма сложные задачи, связанные с развитием отечественного автопрома. Так, в 1931 году для завода ГАЗ были разработаны первые отечественные конвейерные лакокрасочные материалы (ЛКМ).

Незаконные репрессии второй половины 1930-х годов не миновали предприятие. На «Победе рабочих» были арестованы 44 человека — руководители, инженеры, рядовые рабочие. Одиннадцать человек были расстреляны палачами НКВД: директор завода И. А. Мельников, сменивший его А. И. Смирнов (он отработал всего полгода), замесититель директора Е. М. Бренман, начальник лаборатории М. Г. Рабичев, техник Г. И. Чистяков, экономист Ким Ден Ха, рабочие Я. Я. Динберг и Г. В. Макаров, плотники А. В. Виноградов и М. П. Сачков, сушильщик цеха сухих красок М. А. Трубицын. Все они 20 лет спустя были реабилитированы.

В период Великой Отечественной войны завод перешел на выпуск продукции, соответствовавшей требованиям военного времени и 9 раз завоевывал переходящие Красные знамена ВЦСПС и Наркомхимпрома. Заводу было отдано на постоянное хранение переходящее Красное знамя Государственного Комитета Обороны.

После войны начался новый этап в развитии завода, характеризующийся высокими темпами развития производств, был расширен ассортимент продукции для электротехнической, автомобильной и станкостроительной промышленности, разработаны новые марки нитроэмалей, лаков, смол. Большую работу в этом направлении, а также в области замены пищевого сырья синтетическим, проводила Центральная заводская лаборатория.

В 1945 году создан цех контрольно-измерительных приборов, в 1946 организовано производство глифталевых эмалей для автомобилей «Москвич», в 1947 году начато производство пентафталевых эмалей, в 1955 — светостойких кронов, в 1956 году открыт цех синтетических смол, в 1960 начат выпуск жестяных банок для мелкой фасовки. В 1961—1964 годах на предприятии проведены реконструкция и расширение производства.

За достигнутые успехи завод в 1966 году был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В 1965—1970 предприятием освоены синтетические эмали для ГАЗа и все лакокрасочные материалы для ВАЗа. В 1970 году пущена первая очередь корпуса синтеза лаков, в 1971 освоено производство электрофорезных грунтов с повышенными антикоррозийными свойствами. В середине 1970-х годов «Победу рабочих» объединили с заводом «Свободный труд» в Ярославское объединение «Лакокраска», но в конце 1980-х заводы снова обрели самостоятельность. В 1980 гг. проведена новая реконструкция цехов, ликвидированы вредные производства, построен цех безвозвратной тары, вступил в строй цех по производству эмалей и грунтов на конденсационных смолах.

В 1991 году происходит приватизация предприятия (ТОО «Завод «Победа рабочих»). В 1995 году начались поставки меламиноалкидных эмалей МЛ-1300 на конвейеры отечественных автозаводов, освоено производство автоматериалов с металлизированным и перламутровым эффектом, а также акриловых лакокрасочных материалов для авторемонта.

В 1998 главным акционером предприятия стала ярославская Инвестиционно-промышленная группа «Спектр». С тех пор Совет директоров возглавляет президент «Спектра» Яков Семёнович Якушев.

В 1999 году создается Объединение «Ярославские краски», под этой торговой маркой выпускаются декоративные ЛКМ ремонтно-строительного назначения в мелкой фасовке.

В 2001 году завод получает название «Русские краски». Авторемонтные материалы выпускаются под единой торговой маркой «Vika» — это первый отечественный бренд авторемонтных лакокрасочных материалов. В 2003 году запущены новые производственные мощности для выпуска конвейерных базисных автоэмалей с эффектом «металлик» и «перламутр». В 2004 год запущен Ярославский завод порошковых красок, пилотный проект по производству водно-дисперсионных декоративных ЛКМ.

В 2005 году начинается освоение новой производственной площадки в Осташино, где был построен складской комплекс с использованием современных логистических технологий. В 2006 году создано совместное предприятие по производству автомобильных лакокрасочных материалов «ДЮПОН — РУССКИЕ КРАСКИ» (ныне «АКСАЛТА-РУССКИЕ КРАСКИ»). В 2008 году принимается решение о развитии продуктовых линеек индустриального назначения: антикоррозионные материалы под ТМ Prodecor, ЛКМ для окраски железнодорожного подвижного состава (ТМ «Стрела»), для разметки дорог (ТМ «Линия»), ремонтной окраски авиатехники, оборудования, эксплуатируемого в агрессивных средах, вышек связи и опор ЛЭП. Материалы широко представлены на рынке индустриальных ЛКМ и пользуются заслуженным спросом. В 2009 году на площадке Осташино запущен новый цех водно-дисперсионных материалов мощностью 15 тыс.т в год, который выпускает эмали для окраски стен, потолков, обоев, а также грунтовки и шпатлевки для профессионального и частного ремонта.

В этом же году на «Русских красках» начались работы по разработке комплексов ЛКМ для окраски самолетов. Покрытия успешно применяются при окраске самолетов ИЛ-38Н, Л-39, Ан-72 и других летательных машин.

Последние несколько лет в компании «Русские краски» делают ставку на гибкое мелкопартионное производство. С 2015 года на предприятии стало возможным изготовить продукт буквально за один день. Это позволило выпускать партии необходимого объема и оперативно реагировать на запросы рынка.

В начале 2017 года совместно с Санкт-Петербургским технологическим университетом началась работа над развитием линейки антикоррозионных материалов, в частности, освоением сегмента судовых покрытий.

В 2018 году предприятие сделало шаг в производстве современных материалов для дорожной разметки, выпустив на рынок термопластики, которые сегодня по праву считают продуктами будущего.

Русские краски на сайте Яркипедия